Connect with us

Аксессуары

Тайны материи

Тайны материи

Тайны материиТайны материиТайны материиТайны материиТайны материиТайны материиТайны материи

История

Грубые ткани из растительных волокон — льна, конопли, крапивы — появились еще в эпоху неолита. В середине III тысячелетия до н. э. мумии египетских фараонов уже заворачивали в тончайшие льняные полотна. По новой версии, аргонавты, отправившись за золотым руном в Колхиду, искали не шкуру барана, а секрет получения нежнейшей льняной пряжи.

Другой вожделенной и бесценной для европейцев материей был шелк. Китаю удавалось хранить тайну его получения более двух тысяч лет. Каждого, кто пытался вывезти из страны шелкопряда, ждала смертная казнь. И все же приблизительно в 554 году два монаха сумели доставить его личинок в Византию. Для этого были использованы хитроумно выдолбленные посохи, послужившие тарой для драгоценного груза.

Шерсть ценилась невысоко, поскольку ее «носители» водились повсюду. Кроме того, пряжу из овечьей шерсти было трудно окрасить в яркие, чистые цвета и получить нарядную ткань.

Другое дело — изначально белый хлопчатник. Первые упоминания о нем связаны с Индией и относятся к III тысячелетию до н. э. Впрочем, и с хлопком пришлось повозиться: далеко не все его сорта пригодны для ткачества.

В Византии при оформлении интерьеров ткань использовалась повсюду: ею драпировались дверные проемы, устилались диванчики и столы, оборачивались колонны. Предпочтение отдавали шелку, услаждающему тело и взор.

В средневековых замках холод стен смягчали гобелены, полы были скрыты коврами, вверху простирались матерчатые подвесные потолки. Ткань играла не только функциональную и эстетическую роль, она стала своеобразным календарем: драпировки сменяли друг друга в соответствии с религиозными празднествами, временами года, охотничьими сезонами — всем тем, что определяло ритм жизни хозяина замка. Скажем, в королевском дворце в Фонтенбло интерьер менялся несколько раз в сутки.

География

Сегодня ткани могут производиться совсем не там, где получают для них сырье. Возьмем, например, шелк. Его ткут и во Франции, и в Германии, и в Англии, и в Италии, не говоря уж о России. Самая качественная, ровная материя получается во Франции. Итальянская продукция славится фактурой, яркостью красок и тонкостью рисунка. Немецкий концерн JAB ANSTOETZ TEPPICHE разместил свои предприятия в Индии и Индокитае, что существенно удешевило производство. Англичане ткут и традиционные шелка, и — опираясь на культуру многочисленных колоний — материи, насыщенные азиатским колоритом. А, скажем, Джим Томпсон, коллекционер и поклонник тайского шелка, придумал свой, неожиданный поворот в его производстве. Английский промышленник не стал строить огромные ткацкие фабрики и свозить туда случайных людей. Томпсон раздавал заказы на ткань необходимого цвета и рисунка самим тайским ткачам, работающим в маленьких семейных мастерских, и в результате получал уникальные штучные отрезы материи. Таким образом, в сложившейся веками технологической цепочке появилось лишь одно нововведение — синтетические красители.

Если заходит речь об Узбекистане, все вспоминают характерные радужные наряды с узорами, края которых слегка размыты. Это шелковая ткань под названием икат. Из нее традиционно шьются халаты, занавеси и покрывала. Необыкновенный блеск и муаровую переливчатость материя на протяжении веков получала после «жестокой» технической операции: сотканное полотно отбивали тяжелыми молотками, расплющивая и без того тонкую нить.

Ныне азиатские, африканские, мексиканские, египетские, китайские и наиболее эксплуатируемые в последнее время японские этнические мотивы заимствуются европейскими дизайнерами. Чаще других используется начертание иероглифов, иногда один знак занимает все пространство шторы. Это заведомо «экологическое» направление дизайна, в том числе по составу применяемых материалов. Одну из коллекций подобного рода создала французская фирма NOBILIS. Она предлагает панно из рисовой бумаги, либо простроченной шелковыми нитями, либо пронизанной черными стебельками абака. Называется композиция «Инь и Янь», цена — $ 270 (здесь и далее приводится стоимость за 1 пог. м. — Ред.). В другом случае в полотнища дикого шелка вплетены кусочки бамбука. Все это привносит в интерьер городского дома сдержанную, но незабываемую природную ноту.

Хорошо это или плохо, но сегодняшний день освободил наше воображение от национальных, временных и стилевых рамок. Мы получили возможность творить в интерьере все, что подсказывает вкус и воображение.

Рисунок и живопись

Перелом эпох толкает дизайнеров на поиски совершенства в прошлом. В моду вошли ткани в античном стиле, рисунки, скалькированные с орнаментов древних цивилизаций. Снова возвращаются гобелены, порой в виде имитаций, как, например, ткань из американской коллекции фирмы ASHBOURNE. Эта материя в точности воспроизводит рисунок старинных гобеленов, но соткана из легкого синтетического волокна, нежна на ощупь и даже слегка пропускает свет, благодаря чему становится многофункциональной. Стоит такой материал около $ 60.

Очень разнообразен выбор тканей с рисунком. В первую очередь хочется отметить материи с крупными цветами, фруктами и овощами, напоминающие натюрморты. Изображения либо схематичны, условны, будто набросаны грубыми, хаотичными мазками, либо по степени достоверности приближаются к фотографии. Фотореалистичные полотна выполнены в технике трансферной печати. Именно она была названа гвоздем сезона 2001 года в декоре тканей на выставке DECOSIT-2000, проходившей в Брюсселе.

Предпочтение природных мотивов (фитофилия) вполне естественно для человека. Богатая растительностью среда с древних времен ассоциируется у людей с покоем, тишиной, жизнью вообще. Неудивительно, что, оказавшись в мире асфальта и бетона, мы пытаемся хотя бы сымитировать благодатный уголок природы. Цвета для таких коллекций выбираются открытые, насыщенные: коралловый, красный, лиловый, зеленый, оранжевый. В определенной мере они восполняют потребность городского жителя в положительных эмоциях, ярких красках.

Другая актуальная тема в декоре тканей-морская. Изображения рыб, раковин, водорослей-это проявление извечной тяги человека к путешествиям, романтике, жизни на необитаемых островах. Цветовая палитра строится на всех оттенках голубого, лимонного, бирюзового.

Искусствоведы и критики в последнее время упорно хоронят минимализм и сопутствующие ему краски и материалы. Однако у этого стиля всегда найдутся стойкие приверженцы, в интерьерах которых будут царить стекло и металл. Естественно, эта тенденция проявилась и в текстиле белого, серого и серебряного цветов. Предлагается множество прозрачных и полупрозрачных тканей, а также тканей с прозрачными вставками. Например, Saban и Nubia от фирмы SIAG по цене $ 100. Изготовленные из них шторы с лавсановыми вставками, похожими на слюдяные окошки, наполнят комнату веселыми солнечными зайчиками. Очень выразительны металлизированные материи серебристого, золотого, медного цветов. Так, серебристая ткань от NICK SCHLEUDERN стоит $ 65, а похожая на состаренное золото от JAB ANSTOETZ TEPPICHE — $ 150.

Всегда одинаково актуальны декоративные материи с абстрактным рисунком, время вносит лишь небольшие коррективы в их стилистику. Сегодня в моде тонкие экспрессивные линии и штрихи, словно проведенные пером или кистью.

Особая тема — ткань с протравленными просветами (форму они могут иметь произвольную). Глядя на хлопчатобумажную поверхность — однотонную или с рисунком, и не догадываешься, что под ней спрятана тончайшая полупрозрачная основа. Такие изделия есть и среди дешевых испанских тканей, и у именитых европейских дизайнеров, поэтому цены варьируются от $ 30 до $ 300.

Плотные шелковые материи, сотканные из разноцветных нитей основы и утка, подтверждают свое название «хамелеон»: полотна отсвечивают то золотым и фиолетовым — то красным и зеленым. В результате — живой, постоянно меняющийся во времени интерьер. Многие известные фирмы — DEDAR, SIAG, ASHBOURNE — выпускают эти исключительно нарядные ткани. В зависимости от сырья и плотности их цена колеблется от $ 40 до $ 250.

Эстетика

Мода на фасон штор — одна из составляющих моды на дизайн интерьера в целом. Сегодня декораторы выделяют несколько основных направлений в этой сфере: классическое, созвучное стилистике разных культурных эпох; минимализм и high-tech, схожие своими высокими требованиями к качеству мельчайших деталей; эклектика, объединяющая разностильные элементы.

В последнее время появляется все больше приверженцев английского стиля. Другой сложившийся стиль, которым часто попрекают потребителя, — так называемый гостиничный. С открытием границ нашей страны выпорхнувшие за рубеж сограждане привезли мечту о лучшей жизни, упакованную в образы интерьеров гостиничных номеров — стерильных, безликих, но в оформлении которых есть и определенная элегантность, и комфорт. На самом деле не одним нам, дикарям, нравится отельный дух. Такой стиль применяется в дизайне интерьеров во всем мире — правда в варианте изысканного «старого пансиона».

Что касается материалов, то к началу третьего тысячелетия они сделались настолько многоплановыми, что могут наполнить смыслом и содержанием даже пустое пространство. Они красивы, загадочны, они звучат — шелестят, шуршат и похрустывают. Наконец, они светятся, как, например, необычная ткань от законодателя текстильной моды BAUMANN. Она представляет собой вуаль с флуоресцентными фигурками бабочек и жуков на гибких пластиковых лентах. Когда вы гасите свет, кажется, что в полумраке летают светлячки. Стоит такая «волшебная» материя от $ 100.

Ткани, вышитые бисером, стеклярусом, блестками, можно отнести к любому стилевому направлению. В них есть романтизм колониальной эстетики, аромат древних эпох и всеядность настоящего времени, когда человек хочет получить все сразу: игру света и тени, радужные блики, капли дождя, блеск драгоценностей и елочную мишуру. Это ткани от CHRISTIAN FISCHBACHER, SAHCO HESSLEIN, JAB ANSTOETZ TEPPICHE, цена — от $ 150 до $ 250.

Мода на многослойность в одежде отразилась и в дизайне штор. Два полотна на окнах-прозрачное (тюль, вуаль, газ) и глухое (тафта, портьерная ткань) — были приняты всегда, такой набор диктовался практичностью. Сегодня дизайнеры стремятся подчеркнуть выразительность, глубину окна. Поэтому нередко тонкая полупрозрачная материя вешается поверх плотной. В таком варианте декоративные детали (бусины, люверсы, резиновые вкрапления в ткань) смотрятся еще эффектнее. Слои могут быть разными по цвету, но одинаковыми по фактуре (например, из органзы). Занавеси, сшитые из двух полотнищ прозрачной вуали дополнительных цветов — желтоватого и голубого, медного и зеленого, фиолетового и оранжевого, — меняют свои оттенки при разном освещении, движении воздуха, да и просто при взгляде из разных точек комнаты. Такие ткани есть в коллекциях фабрик NYA NORDISKA, CHRISTIAN FISCHBACHER, INTERIOR, JAB ANSTOETZ TEPPICHE, SAHCO HESSLEIN. Их цена — от $ 100 до $ 200. Простроченная ромбами двухслойная органза из полиэстра от JAB ANSTOETZ TEPPICHE стоит $ 160, а такая же органза, но пронизанная грубыми нитями (коллекция фирмы BAUMANN), — $ 190.

Для подобной многослойной композиции на окнах прекрасно подойдут ткани-«компаньоны», дополняющие друг друга по цвету, фактуре и рисунку. Такие комбинации предлагает практически каждый производитель. У RASCH, например, рисунок в виде контрастных человеческих фигурок нанесен на светлую материю и протравлен на гармонирующей с нею прозрачной.

Интересны прозрачные, но практичные ткани по $ 100 из коллекции фирмы BAUMANN. Они снабжены кармашками, которые каждый заполняет по своему вкусу, создавая, таким образом, собственную дизайнерскую композицию.

Очень графичны гофрированные ткани с неправильными мягкими или, наоборот, фиксированными жесткими складками. Такую продукцию предлагают фабрики SIAG и SAHCO HESSLEIN. Жатые ткани из органзы немецкой фирмы NIA NORDISKA стоят приблизительно $ 115, а плотная гофрированная материя немецкого и швейцарского производства — $ 105-135.

Как правило, в коллекции каждой фабрики имеются ткани и авангардных направлений, и вполне традиционные, причем границы между различными стилями проводить все сложнее. Но недавно у любителей ретро появилась возможность воссоздавать интерьеры прошедших эпох с полной достоверностью. Теперь, помимо антикварной мебели, в распоряжении ценителей точные копии шелковых интерьерных тканей с узорами XVII-XIX веков. Выпускаются они под маркой «Фаберже» компанией «АРТ-ДЕКОР». Стоят — до $ 200. Дизайнерам удается добиться даже эффекта состаренности материи, что придает особое правдоподобие интерьерам, выполненным в историческом стиле (классицизм, барокко, рококо).

Но обратимся к другой крайности. В противовес выверенным, насыщенным деталями историческим интерьерам существуют совсем иные, оставляющие ощущение незавершенности, стихийности. Специально для них производители выпустили ткани с эффектом помятости, потертости, с нерегулярными гофрированными складками. Другое актуальное направление, поддерживающее протест против демонстративной роскоши, — ткани «на производственные темы». Эти изделия напоминают то цветной полиэтилен, то алюминиевую фольгу, в которую заворачивают трубы для теплоизоляции. Сетки похожи на тару плодоовощных баз. Бывают сети, целиком сотканные из металлической нити. Имеются также ткани, как две капли воды похожие на подкладочный материал флизелин. Не менее оригинальна материя в виде воздушной паутинки, однотонная или с рисунком. Несмотря на то что полотнище образовано из спутанных невесомых нитей, его можно стирать и гладить. Выпускает эту эффектную ткань швейцарская компания SIAG, стоимость — приблизительно $ 40.

Продолжением темы эдакого текстильного «панка» можно считать материи с заплатками, настроченными бахромчатыми лоскутками, «прожженными» отверстиями.

Биология

Изначально для окрашивания тканей применялись натуральные вещества. Причем некоторые красители ценились на вес золота, поскольку изготавливалась из редких экзотических растений, а, например, королевский пурпур — из особых моллюсков. Чтобы получить килограмм материи роскошного пурпурного цвета, требовалось выловить и превратить в зловонный бульон две тысячи моллюсков. Ценой их гибели была драгоценная, не выгорающая на солнце краска, используемая только для нарядов королей и духовенства. В дальнейшем модными становились цвета, красители для которых только что появились и были наиболее редкими. Затем они дешевели, делались достоянием большинства, и снобам приходилось искать новую диковину, сигнализирующую об избранности. В более поздний период истории разноцветные ткани, ранее недоступные простонародью, подешевели. И тогда богатая аристократия перешла на черную и серую одежду.

В 1992 году миру был явлен необычный хлопок — не белый, а окрашенный в разные оттенки коричневого, оливкового, зеленого и красного. Самое удивительное, что это был натуральный цвет хлопковых волокон. Природно-окрашенный хлопок замечателен не только своими оттенками. Это экологически чистый материал с бактерицидными свойствами, поскольку в его состав входят химические соединения, подавляющие рост бактерий. Ценные качества не разрушаются при кипячении и безвредны для человека.

Если для того, чтобы появился натуральный хлопок с новыми свойствами, потребовались усилия человека, то необычный шелк — заслуга тайского шелкопряда. Он оригинален настолько, что и кокон у него золотистый, а не белый, как у китайского или японского родича, и нить неоднородна по толщине и блеску. Внутри она тонкая, блестящая, а ближе к поверхности кокона становится грубоватой и матовой. Сотканное из однотипных нитей, тонких или жестких, полотно получится или нежным, или шероховатым. А если использовать нить по всей длине, то результатом станет очень декоративная ткань с бугорками утолщенной нити, так называемый дикий шелк.

Химия

Указание на натуральный состав ткани — не гарантия ее экологической чистоты. Вредные вещества могут попасть в волокна растения еще на полях или в процессе крашения. Кроме того, нередко человек испытывает неудобства именно от контакта с природными материалами (аллергия на шерсть, запах, пыльцу, микроорганизмы и т. п.).

Особые пропитки способны сделать ткань пылеотталкивающей, водоотталкивающей, несминаемой, не пропускающей ультрафиолет, невыгорающей и даже негорючей. Именно такие материи следует выбирать для текстильного оформления интерьера, поскольку любая другая быстро потеряет товарный вид. Во всем остальном ткани для одежды и для дома равны. Если вы следите за модой на подиумах, то знаете, какие материи модны и в дизайне интерьеров.

Рецепт получения современных тканей так же сложен и недоступен конкурентам, как в былые времена. Причем создание новейших материй с использованием компьютерных технологий идет параллельно с не менее волнующим процессом — изготовлением традиционных тканей по древним рецептам. И сегодня, как в XVI-XVII веках, знаменитый лионский шелк, сотканный вручную, месяц вымачивают в реке для придания ему мягкости и упругости. А ткань XXI века швейцарской фирмы SAHCO HESSLEIN на 20% состоит из шелковых и на 80% из металлических нитей. C ней можно работать, как с глиной: мять, скручивать в жгуты, заламывать складки. Богатейшие пластические и эстетические возможности металлизированной ткани оправдывают ее цену — $ 180.

Некоторые материи имеют дополнительные тактильные раздражители — резиновые вставки. Когда касаешься такой поверхности, сразу ощущаешь контраст между прохладной, сухой материей и теплыми, мягкими вкраплениями. Эту новую эффектную технологию демонстрируют фирмы SIAG, INTERIOR. Однако такие ткани, разумеется, недешевы — около $ 135.

Физика

Поговорим о новейших технологиях, применяемых в производстве тканей. Если раньше солнечный свет проникал в наши дома сквозь кружево тюля, то теперь — через отверстия, прорезанные лазерным лучом в шелке, фетре, органзе. Смысл современного подхода к оформлению окон в том, чтобы не пресекать совершенно поток естественного света, а лишь моделировать. Ему оставляют лазейки в виде разнокалиберных отверстий. При этом основные функции шторы — защита от посторонних взглядов, создание визуальной изоляции — выполняются полностью. И к ним добавляется художественный смысл, благодаря чему окно превращается в самостоятельный элемент интерьера. Ткани с отверстиями представлены в коллекциях практически всех производителей, стоимость — от $ 80 до $ 180. Иногда такие материи выглядят как барельефы, воссоздавая игру света и тени на каменной вязи стен готических соборов. Это ткани темно-серого или почти белого цвета с металлическим блеском. Прорези имеют форму треугольников, ромбов, зазубренных полос. Шведская фирма KINNASAND предлагает не столь мрачные полотнища — за счет светлого фона и округлых «окошек». Материя с необработанными краями стоит $ 78, с обработанными — $ 115.

Если помещение темновато, нехватку солнечных лучей восполнят искрящиеся и переливающиеся ткани из органзы и газа разных оттенков от DEDAR. Они рассеивают и смягчают свет, а сами выглядят как сияющее облако.

Ткань в интерьере спальни — совершенно особая тема. Здесь удобно иметь и прозрачные шторы, и глухие портьеры. Шторы могут быть сезонными: создавать ощущение прохлады и свежести летом — и «согревать» зимой. Как добиться такого эффекта? Например, колористикой. Известно, что использование цветов, ассоциирующихся у большинства людей с холодом, способно снизить субъективное ощущение температуры в помещении на 2-3 град. С. Другой вариант — поиграть с фактурой ткани: для лета подойдет блестящий атлас и воздушный тюль, а для зимы — плотная ворсистая материя. Впрочем, последние разработки дизайнеров уводят нас и от этих привычных ориентиров. Например, московским салоном «LEGE ALTO» уже получена последняя коллекция от NOBILIS, сочетающая, казалось бы, несовместимое: прозрачную органзу и мохер.

Экономика

Если и фасон штор, и дополняющие их аксессуары достаточно сложны, да еще изготовлены с применением ручного труда, то по цене оформление окон четырехкомнатной квартиры становится сопоставимым с покупкой недорогой машины. Иногда у неискушенного покупателя возникает вопрос: почему декоративные ткани известных фирм так дороги? Это объясняется, во-первых, первоклассным качеством материала и, во-вторых, неординарностью дизайна. Подобные ткани продаются только в салонах, являющихся официальными представителями текстильных фабрик. Причем в таких салонах цены неизменны, и есть уверенность, что вы получите качественную продукцию.

Не зная этого, можно попасться на удочку изготовителей фальшивок. Некоторые турецкие, испанские, южнокорейские и российские фабрики копируют модные новинки фабрик с мировым именем. Стоят такие «имитации» раза в два дешевле, чем подлинники, и непосвященные покупатели порой прельщаются дешевизной. Однако чудес не бывает: текстильные пираты экономят на качестве и количестве сырья, на красителях и технологии ткачества. Для потребителя покупка обернется быстрой потерей шторами внешней привлекательности, а значит, — впустую потраченными деньгами.

Технология

Конечно, почти каждая хозяйка, прочитав многочисленные руководства в книгах и журналах, может сама сшить штору по собственному эскизу. Но все, что сказано выше о свойствах ткани, ее сложном «характере», убеждает в необходимости обращаться к специалистам.

Для них создание гармоничного интерьера — это профессия. Над вашим заказом будет трудиться целый коллектив: дизайнер, закройщик, швеи. Они смогут без существенных изменений в обстановке (а значит, и без дополнительных материальных затрат) преобразить ваш дом, найти его стиль. За кадром останется сложная технологическая цепочка, требующая профессионального оборудования и специальных знаний и навыков. Например, в салоне «Шторы на Ломоносовском» нам объяснили, что для высококлассной фирмы обработка ткани над паром, проглаживание всех швов, индивидуальный проект — норма. А всякое упрощение этого процесса неизменно ведет к быстрой потере готовым изделием качества. Так что к выбору салона, как и к выбору ткани, следует подходить очень внимательно.

Многие крупные салоны, помимо тканей и их сочетаний, предлагают целые интерьерные композиции. Сюда входят и светильники, и мебель, и такие детали, как вазы, свечи и т. д. Выставочные залы с постоянно обновляющейся экспозицией имеются в салонах «ЛЕГЕ АЛЬТО«, ВК ИНТЕРЬЕР, «ЭЛИТЕ» и некоторых других.

При выборе модной ткани от ведущих дизайнеров следует готовиться к тому, что от момента заказа до ее получения пройдет примерно 2-3 недели. Срок изготовления штор напрямую зависит от сложности выбранной модели, но в затягивании сроков никто не заинтересован.

Благодаря появлению эффектных, выразительных материй, текстиль в интерьере все чаще становится не второстепенным элементом, а доминантой, приковывающей к себе восхищенное внимание. Бывает, что ткань настолько хороша сама по себе, что не требует сложных композиций и дополнительных ухищрений по драпировке. Единственное, что необходимо для создания законченного образа, — это разнообразные крепежные аксессуары: карнизы, клипсы, подхваты, фурнитура в виде кистей, шнуров, люверсов. Но это уже совсем другая история…

Редакция благодарит за консультации и любезную помощь в подготовке статьи салоны «ЛЕГЕ АЛЬТО» «ПАРАДИЗ-ДИЗАЙН», «ШТОРЫ НА ЛОМОНОСОВСКОМ».
Ткани для текстильных композиций предоставлены салоном «ЛЕГЕ АЛЬТО»


Republished by Blog Post Promoter

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

More in Аксессуары